В КазНУ обсудили проблемы инклюзивного образования

15.02.2023

Просмотров: 4273

В КазНУ имени аль-Фараби прошла Международная научно-методическая конференция «Инклюзивное образование в высших учебных заведениях: стратегии, практики, ресурсы».

В мероприятии приняли участие: эксперты из Белоруссии, Узбекистана, Армении и Казахстана, студенты с особыми образовательными потребностями, ученые, преподаватели высших учебных заведений и др. 


Конференция послужила большой дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов, которые ставит перед высшим образованием идея инклюзии – философии, которая охватывает не только жизнь и потребности людей с ограниченными возможностями здоровья, но и касается каждого человека.


Мероприятие было нацелено на выявление реальных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются обучающиеся с особыми образовательными потребностями, а также объединение усилий профессионального сообщества для формирования инклюзивной среды в высших учебных заведениях Казахстана.


Конференцию открыл Член Правления-проректор по социальному развитию КазНУ имени аль-Фараби Нуржан Айдосов. Поприветствовав участников мероприятия, он отметил его важность и актуальность темы, требующей пристального внимания. Согласно государственной программе развития образования и науки РК к 2025 году 70% вузов страны должны создать условия для инклюзивного образования, в течение 2 лет нам необходимо   создать инклюзивную, безбарьерную среду для студентов с особыми образовательными потребностями: это не только наличие пандусов, но и визуальной информации для слабослышащих, специальной учебной литературы и индивидуальных программ. «Вузы должны создать условия для того, чтобы все студенты могли без трудностей учиться, получать дипломы и успешно трудоустраиваться. Уверен, что после конференции будут предложены ценные рекомендации вузам республики, которые помогут в деле формирования полноценной инклюзивной среды», – подчеркнул проректор. Он также отметил, что в Казахском национальном университете действует Научно-практический Центр «Инклюзивная среда». Создан Координационный Совет по инклюзивному образованию, в состав которого вошли ведущие эксперты по инклюзии из разных вузов республики.


С речью выступил советник министра науки и высшего образования РК по вопросам инклюзивного образования в высшей школе Тансауле Сериков, акцентировав внимание на актуальных проблемах инклюзивного образования. «По поручению министра была создана «Дорожная карта высшего и послевузовского образования для лиц с инвалидностью». Как отметил Глава государства К.К.Токаев, высшее образование должно быть доступным и инклюзивным. На сегодняшний день дорожная карта принята и будет распространена во всех вузах. Цель Дорожной карты заключается в организации государственной системы развития науки и высшего образования для лиц с инвалидностью, которая гарантирует людям с особыми образовательными потребностями условия для успешной адаптации и социализации в обществе».


В ходе конференции выступили эксперты, были обсуждены вопросы: организации инклюзивного образования в вузах, профориентации и трудоустройства выпускников вузов с особыми образовательными потребностями, организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования на всех уровнях обучения в вузе, профессиональной подготовки педагогов и специалистов к работе в условиях инклюзивного образования и др.

В рамках мероприятия состоялась встреча советника министра науки высшего образования РК Тансауле Серикова и членов Координационного совета по инклюзивному образованию со студентами с особыми образовательными потребностями. Кроме того, автора проекта «Логотерапия в Центральной Азии» Юлианна Сагдиева прочитала лекцию на тему «Упрямство духа». Также прошел социально-психологический тренинг «Меняем мысли-меняем судьбу!» в рамках проекта «Формирование профессионального самоопределения студентов с особыми образовательными потребностями как национальная стратегия в области инклюзивного образования Республики Казахстан».

По итогам конференции будут выработаны конкретные рекомендации по формированию инклюзивной среды в вузах страны.

 

Пресс-служба КазНУ им. аль-Фараби