Магистратура
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет международных отношений
Кафедра международных отношений и мировой экономики
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета международных отношений
Айдарбаев С.Ж.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7М03112 – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МАГИСТРАТУРА
2019-2024
Тип ОП:магистратура
Сроки ОП: 2 года
Формы обучения: очная
Трудоемкость: 120 кредитов
Присуждаемая степень: Магистр социальных наук по образовательной программе
«7М03112– Международные отношения»
Вид ОП:действующая
Алматы, 2019
Сведения об образовательной программе
Академическая степень: |
Магистр социальных наук по образовательной программе «7М03112– Международные отношения» |
Языки обучения: |
казахский, русский, английский |
Кадровое обеспечение: |
ППС – 51 человек, Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание составляет 78,9%. Доля штатных преподавателей в вузе 74,5%.Эффективность преподавания высокая. Занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями, которые используют различные инновационные методики преподавания. ППС ОП постоянно повышают уровень своей квалификации на курсах и школах разного формата, в т.ч. зарубежных. Преподаватели выпускающей кафедры являются авторами тысяч статей в отечественных и зарубежных изданиях, сотен монографий, учебников и учебных пособий. Лекции читаются приглашенными профессорами из вузов- партнеровдальнего и ближнего зарубежья. |
Материально- техническое обеспечение: |
Материально-техническая база ОП: Для реализации образовательной программы на факультете имеютсянаучные и ресурсные центры, в которых имеются базы данных зарубежных научных центров: 1) Ресурсный центр американских демократических исследований 2) Европейский информационный центр 3) Ресурсный информационный центр о НАТО. 4) Научно-исследовательский и образовательный Центр Германских исследований. 5) Региональный центр ООН 6) Центр евразийских исследований при КазНУ им. аль-Фараби. 7) Центр романских исследований 8) Институт проблем безопасности и сотрудничества 9) Кабинет дипломатии и внешней политики 10) Французский центр 11) Центр испанского языка и культуры, Компьютерные классы с персональными компьютерами Pentium IV (38), подключенные к системе Интернет и Универ,мультимедийный кабинет; |
|
Библиотека КазНУ имени аль-Фараби (17846,1 кв.м.). Количество компьютеров - 314 ед.; Количество читальных залов - 9; Количество книг - 2 172 261 ед. |
Учебно- методическое обеспечение: |
Образовательный процесс организован по кредитной технологии обучения. Учебно-методический комплекс специальности сформирован на 100 %. Типовые учебные программы для дисциплин обязательного компонента имеются в наличии; - рабочие учебные планы, утвержденные УМС факультетом Дисциплины обязательного компонента по блокам БД и ПД в рабочих учебных планах соответствуют типовой учебной программе; - каталог элективных дисциплин, утвержденный УМС университета, к каталогам разработаны учебно- методические пособия; - программы профессиональных практик организация и проведение практик соответствуют требованиям ГОСО ПП РК №1080 и типовым правилам деятельности организаций высшего и послевузовского образования; - программы государственных экзаменов утверждены УС факультетом; - методические указания по итоговой государственной аттестации утверждены КазНУ имени аль-Фараби; - разработаны Модульные образовательные программы, Модульные учебные планы; - Разработана модель выпускника-магистра по социальным наукам. |
Базы практики: |
МИД РК. Представительство МИД в г. Алматы, представительства международных организаций в РК, дипломатические миссии зарубежных стран в РК, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики (КИСИ), Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан; Казахстанская национальная Федерация клубов ЮНЕСКО; научно-исследовательсте центры; неправительственные организации, в т.ч., иностранные, государственные региональные структуры, научно-аналитические центры. государственные корпорации и частные транснациональные компании (АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами |
|
«Самрук» и т.д.); учреждения системы высшего, послевузовского образования и научно- исследовательского сектора. |
Академическая мобильность |
Образовательная программа дает возможность сотрудничать с мировыми ВУЗами и научными центрами: - Пизанский университет (Università diPisa, Italy) - Университет Ка Фоскари (Г.Венеция, Италия) - Университет Скрэнтон (г.Пенсильвания, США); - Европейская Академия Отценхаузена (г.Отценхаузен, Германия); - УниверситетСантьяго-де-Компостела (University of Santiago de Compostela, Spain) - УниверситетСент-Томас (St. Thomas University, Canada) - Университет Цукуба (Япония) - Университет Хокайдо (Япония) - Университет Марбурга ( Германия) - г.Сен-Дени, Университет,Франция; - Российский университет дружбы народов ( г.Москва, Россия). |
Отличительные особенности ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг |
Программа построена на бюджетной и платной основе, носит практико-ориентированный характер. Базы практик для ОП - МИД РК, представительства международных организаций в РК, дипломатические миссии зарубежных стран в РК и др.На постоянной основе проходят встречи обучающихся с представителями дипкорпуса, аккредитованными в РК. Практикуются "гостевые" лекции ведущих зарубежных специалистов. Наличие разнообразных студенческих научных кружков, дебатных клубов. Выборность образовательной траектории в контексте компетентностной модели подготовки магистрантов. Высокий научный потенциал; Высокий образовательный уровень; Участие магистрантов в научно-исследовательских проектах; Тесное сотрудничество с международными партнерами для проведения практик, прохождения стажировок магистрантов; обучение по программам международного обмена. Это Университет Джона Хопкинса, университет Скрэнтон (США), Токийский, университет Цукуба (Япония), Университет Дж. Неру (Индия), МГИМО, Университет Гавра (Франция), Пизанский (Италия), |
|
Университеты Кастилия Ла Манча, Барселона, Валенсия, Толедо (Испания), Марбургский, Фрайбургский, Свободный университет Берлина (ФРГ), Университеты Польши (Варшава, Познань, Лодзь) и др. На выпускающей кафедре международных отношений и мировой экономики имеются сложившие научные школы в области современных международных отношений, различных аспектов внешней политики РК, вопросов региональной интеграции, проблем глобальной, региональной и национальной безопасности. В рамках научных направлений кафедры реализуются научные проекты, в том числе и совместные проекты с зарубежными университетами и международными организациями. Сопоставление с аналогичными программами зарубежных вузов: при подготовке магистров в рамках данной программы учтены аналогичные курсы МГИМО, МГУ и РУДН (Россия), ряда университетов США, Франции, Испании и Италии. Высокий спрос на кадры на международном уровне; Интерес со стороны работодателей, иностранных посольств и представительств. |
Миссия стратегии: Совершенствование образовательной программы, направленное на формирование конкурентоспособных специалистов в Республике Казахстан, на основе интеграции образования, науки и производства, подготовка специалистов в области гуманитарных наук конкурентоспособных и востребованных в мировом научно-образовательном пространстве, основанная на нравственных, эстетических, профессиональных и научных ценностях.
Задачи развития ОП:
- Разработка и совершенствование образовательной программы по программе магистратуры c учетом предложений работодателей, стейкхолдеров, обучающихся и выпускников ОП;
- Усиление научно-исследовательского аспекта образовательного процесса специальности.
Цели ОП:Подготовка высококвалифицированных специалистов в области внешней политики и международных отношений, способных оценивать различные аспекты современной международной политики, взаимодействие государств, международных организаций и других акторов на
международной арене на самых разных уровнях анализа; обладающих исследовательскими навыками и способных выполнить самостоятельную исследовательскую работу; в совершенстве владеющих иностранным языком; формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями отечественного и международного рынка труда и работодателей, стандартов по данному направлению подготовки магистров
Научные школы или научные направления кафедры, (научные проекты):
- Актуальные вопросы современных международных отношений;
- Современные интеграционные процессы: Теория и практика интеграционных процессов в ЕС,Новые тренды глобальной и региональной интеграции: интеграционная политика Казахстана как составная часть внешней политики государства, Вопросы евразийской интеграции, Проблема энергетической безопасности и формирование энергетической политики в ЕАЭС;
- Проблемы глобальной и региональной безопасности: Роль Рк в укреплении режима нераспространения ядерного оружия. Участие Казахстана в региональных структурах безопасности, Современные геополитические реалии и их влияние на распространение идей религиозного радикализма среди молодежи ЦА: новые тренды и международная практика и др.
Задачи и мероприятия по улучшению ОП
№ |
Наименование задачи |
Мероприятие |
Сроки реализации |
1 |
Разработка и реализация совместных образовательных программ и инновационных проектов по созданию организационно- педагогических условий достижения современного качества образования |
Создание перечня актуальных и практически значимых тем, с учетом предложений работодателей |
Весь период обучения |
2 |
Привлечение работодателей в процесс совершенствования ОП, определения профессиональных компетенций выпускника, подготовка учебно- методического обеспечения |
При обновлении содержания ОП включать дисциплины, рекомендованные работодателями |
Весь период обучения |
|
дисциплин, предложенных работодателями |
|
|
3 |
Обновление ОП на основе междисциплинарного подхода и разработка новых ОП магистратуры в рамках поданному направлению |
Разработка и внедрение в учебный процесс ОП «экономическая дипломатия», «Цифровая дипломатия» |
2022-2023гг. |
4 |
Активизация связей с зарубежными партнерами с целью реализации совместных научных исследований и издании учебно- методической литературы |
Реализация совместных научных исследований и издании учебно- методической литературы |
Весь период обучения |
5 |
Усиление профориентационной работы для привлечения контингента обучающихся, в.т.ч. из зарубежных стран |
Работа в социальных сетях, привлечение выпускников для профориентационной работы |
Весь период обучения |
6 |
Привлечение в учебный процесс отечественных и зарубежных научно- педагогических кадров |
Проведение занятий согласно учебному плану и внедрение форм факультативов и лидерских лекций |
Весь период обучения |
7 |
Проведение анкетирования среди обучающихся и выпускников для выявления слабых и сильных сторон ОП |
Разработка перечня вопросов, способных выявить соответствующие сильные и слабые стороны ОП; Привлечение ассоциации выпускников для получения отзыва по ОП |
В конце учебного года |
8 |
Организация проведения исследований магистрантов в ведущих НИИ республики |
Внедрение системы совместного руководства |
Весь период обучения |
9 |
Создание предпосылок для самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося в рамках проведения НИР на всех его этапах обучения |
Разработка планов исследовательских работ для магистрантов научными консультантами |
Весь период обучения |
10 |
Включение проведения поисково- |
Создание перечня актуальных и практически |
Весь период |
|
исследовательской работы в изучение ОП. Организация консультаций работодателей и ученых НИИ при выборе актуальных и практически значимых тем диссертационных работ. |
значимых тем, с учетом предложений работодателей |
обучения |
Меры по совершенствованию и улучшению ОП
- внедрение более эффективных форм профориентационной работы для увеличения контингента обучающихся;
- формирование положительного имиджа ОП (через выпуск высококвалифицированных специалистов, внедрение результатов НИР и пр.);
- повышение эффективности PR-служб (выступления в СМИ);
- реализация комплекса мер, направленного на сохранение контингента (психологическое сопровождение обучающихся в течение срока обучения, увеличение числа вузовских грантов, индивидуализация обучения, мотивация к продолжению обучения и др.);
- усиление прикладных тем в диссертационных работах магистрантов;
- увеличение двудипломного образования и совместных программ;
- привлечение магистрантов в научные и хозрасчетные проекты кафедры и университета.