2.30. Правила академической честности

2.30.1. Основополагающим принципом процесса обучения в КазНУ им.аль-Фараби является академическая честность.
2.30.2. Академическая честность – это совокупность морально-нравственных норм, принципов и ценностей, определяющих поведение каждого члена университетского сообщества, включающая такие принципы как избегание обмана и плагиата, приверженность академическим стандартам, честность и принципиальность в научных исследованиях и публикациях.
2.30.3. Академическая честность – ключевая ценность в научно-образовательном процессе КазНУ им.аль-Фараби.
2.30.4. Принципами академической честности являются:

  1. добросовестность – это честное, порядочное выполнение обучающимися оцениваемых и неоцениваемых видов учебных работ;
  2. осуществление охраны прав автора и его правопреемников – признание авторства и охраны произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых работах;
  3. открытость – прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен информацией и идеями между обучающимися и преподавателями;
  4. уважение прав и свобод, обучающихся – право свободного выражения мнений и идей;
  5. равенство – каждый член университетского сообщества обеспечивает соблюдение правил академической честности и равную ответственность за их нарушение.

2.30.5. Главная цель реализации правил академической честности – укрепление культуры академической честности в университетском сообществе КазНУ, формирование нулевой толерантности к любым нарушениям норм академической честности со стороны преподавателей, сотрудников и обучающихся КазНУ.
2.30.6. Каждый член университетского сообщества обязан неукоснительно соблюдать правила академической честности, тем самым обеспечивая профилактику нарушений академической честности.
2.30.7. Университетское сообщество признает обязательным для всех преподавателей и обучающихся исполнение всех видов академической деятельности, исключая любые проявления нечестности и признавая вклад других лиц в создание того или иного продукта интеллектуальной деятельности.
2.30.8. Будучи одной из ключевых ценностей, академическая честность критически важна для успешной реализации миссии университета по подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных кадров для развития страны.
2.30.9. Любое отклонение от принципов академической честности рассматривается как проступок, который подрывает фундаментальные основания деятельности университета, поэтому все преподаватели, сотрудники и члены администрации университета обязаны прививать обучающимся приверженность академической честности.
2.30.10. Каждый преподаватель и сотрудник университета несет личную морально-этическую и профессиональную ответственность за приверженность в своей каждодневной деятельности принципам порядочности, честности, открытости и уважения к каждому члену университетского сообщества.
2.30.11. Все преподаватели университета должны заблаговременно информировать обучающихся о принципах академической честности и недопустимых формах академического поведения.
2.30.12. Каждый преподаватель в ходе преподавания своей дисциплины обязан удостовериться в том, что все обучающиеся ознакомлены с политикой академической честности, и по возможности организовать соответствующее обсуждение с обучающимися.
2.30.13. Обучающиеся являются полноправными членами университетского сообщества и главными участниками образовательного процесса, поэтому они обязаны знать свои права и обязанности.
2.30.14. Обучающиеся должны знать требования, касающиеся проведения
научных исследований и публикаций, контроля знаний в любой форме (экзамен, тест, контрольная работа, курсовая, выпускная работа и др.), коллективной работы и т.д.
2.30.15. Обучающиеся должны оценивать уместность оказания помощи и
содействия другим обучающимся с точки зрения академической честности.
2.30.16. Обучающиеся обязаны знать требования к оформлению учебной и научной документации, включая обязательное указание использованных источников.
2.30.17. Обучающиеся должны при выполнении всех видов учебной и научной деятельности придерживаться этических норм, предусматриваемых настоящими правилами либо указаниями преподавателей и научных руководителей.
2.30.18. Любое нарушение академической честности должно незамедлительно фиксироваться с последующей передачей сведений о нем уполномоченным лицам.
2.30.19. К нарушениям академической честности относят:

  1. плагиат – использование чужого текста, идей, работы как своей собственной без указания подлинного авторства (без ссылок на источники), либо использование заимствованных материалов со ссылками в таком виде и объеме, которые ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы. Фальсификация ссылок также рассматривается как вид плагиата;
  2. несамостоятельное выполнение заданий – использование содействия постороннего лица или лиц, при котором теряется самостоятельность и оригинальность выполненного задания, что делает невозможным оценку сформированности ожидаемых результатов обучения у данного обучающегося;
  3. нечестность на экзаменах – использование/передача любых несанкционированных вспомогательных средств во время сдачи экзамена (информация на электронных, бумажных или любых иных носителях), использование/передача информации обучающимися друг другу с помощью любых форм коммуникации (устно, письменно, в электронном или в любом другом виде), списывание с чужой работы, получение/оказания содействия с целью улучшения результатов экзаменов, получение/передача несанкционированного доступа к экзаменационным вопросам и заданиям, передача сведений об экзаменационной работе членам экзаменационной комиссии с целью получения желаемой оценки и любые другие действия, которые имеют целью воспрепятствовать объективной оценке фактических результатов обучения, сформированных у конкретного обучающегося;
  4. подлог – представление готовой чужой работы, полученной либо приобретенной у другого лица или организации, в качестве собственной работы, а также сознательная передача своей работы другому лицу в качестве материала, на основании которого будет осуществляться оценка результатов обучения. Присутствие во время экзамена подставного лица вместо того обучающегося, который должен проходить экзамен, также считается подлогом;
  5. повторное использование работы, выполненной в ходе освоения одной учебной дисциплины, для получения оценки по другой дисциплине;
  6. фабрикация данных – фальсификация, искажение или вымысел при использовании любой информации или цитат в учебной или научной работе. Включает в себя вымышленные источники, произвольное неточное цитирование, подделку числовых или иных данных и т.д.;
  7. умышленное противодействие академической деятельности других лиц (обучающихся или преподавателей) – действия, которые препятствуют доступу других лиц к необходимым ресурсам или источникам, либо наносят прямой ущерб их успешной деятельности. Включают в себя нежелательные вмешательства в лабораторные эксперименты и исследования, представление ложной информации, сознательное введение в заблуждение коллег по учебе/работе, включая совместные проекты, создание помех в групповой работе, ограничение доступа к библиотечным ресурсам, изменение или уничтожение компьютерных файлов и т.д.;
  8. взятки, подарки или угрозы – обучающимся, преподавателям и сотрудникам запрещается использовать любой из этих видов воздействия в любой форме в целях влияния на результаты оценки любой академической деятельности;
  9. другие формы несоответствующего академического поведения – любые другие виды поведения, которые противоречат принципам порядочности, честности, добросовестности, открытости и уважения и расцениваются как проявления обмана, фальсификации и нарушения прав другого лица в академической деятельности.

2.30.20. Данные Правила применяются в отношении любых нарушений академической честности со стороны обучающихся, преподавателей или сотрудников университета.
2.30.21. В случае, если имеет место нарушение норм академического и неакадемического поведения, применяются одновременно Правила и нормы Кодекса корпоративной культуры преподавателя и сотрудника КазНУ имени аль-Фараби или Кодекса чести студента КазНУ имени аль-Фараби.
2.30.22. Преподаватель, который зафиксировал нарушение академической честности, допущенное обучающимся в рамках изучения той или иной дисциплины, которое может быть классифицировано скорее, как непроизвольная ошибка, нежели умышленное нарушение принципов академической честности, может дать обучающемуся возможность пересдать задание или заново выполнить работу в рамках данного курса. Тем не менее, он имеет право оценить данное задание или работу на неудовлетворительную оценку, если это прописано в академической политике данной дисциплины.
2.30.23. В случае подлога неудовлетворительная оценка должна быть выставлена и тому обучающемуся, который представил свою работу другому лицу для получения им оценки по дисциплине.
2.30.24. Преподаватель, зафиксировавший нарушение академической честности со стороны обучающегося, обязан представить соответствующий рапорт декану факультета для рассмотрения на заседании факультетской комиссии по этике.
2.30.25. Все нарушения академической честности, допускаемые обучающимися во время экзаменов, а также нарушения Правил проведения итогового контроля (пронос в экзаменационную аудиторию несанкционированных вспомогательных средств, включая сотовые телефоны, даже в случае их неиспользования) фиксируются уполномоченными лицами (дежурными преподавателями, членами экзаменационных или мониторинговых комиссий) и приводят к выставлению неудовлетворительной итоговой оценки по дисциплине в соответствии с Правилами проведения итогового контроля.
2.30.26. Повторное нарушение академической честности во время экзаменов является основанием для отчисления обучающегося из университета.
2.30.27. Все нарушения академической честности, допускаемые обучающимися, подлежат рассмотрению на заседаниях факультетских комиссий по этике.
2.30.28. Не информированность обучающегося о требованиях правил академической честности и Правил проведения итогового контроля не может декларироваться в качестве основания для отмены дисциплинарного взыскания, так как знание принципов академической честности и приверженность им является основной обязанностью каждого обучающегося.
2.30.29. Сведения о зафиксированных фактах нарушений академической честности со стороны обучающегося вносятся в его транскрипт и подлежат обязательной передаче в другое высшее учебное заведение в случае его перевода на обучение из КазНУ им. аль- Фараби в данный вуз.
2.30.30. Преподаватели, сотрудники и обучающиеся, столкнувшиеся с проявлениями академической нечестности и ненадлежащим академическим поведением, подают обоснованное заявление на имя руководителя соответствующего факультета с детальным изложением фактов нарушений.
2.30.31. Декан факультета обязан рассмотреть заявление и организовать обсуждение инцидента на факультетской Комиссии по этике.
2.30.32. Комиссия по этике уполномочена вынести обоснованную рекомендацию о виде налагаемого дисциплинарного взыскания в зависимости от степени тяжести нарушения, вплоть до отчисления обучающегося или расторжения трудового договора с преподавателем или сотрудником.
2.30.33. Заявления о ненадлежащем академическом поведении руководства факультетов, сотрудников и руководителей структурных подразделений университета рассматриваются курирующими проректорами и общеуниверситетской Комиссией по этике.
2.30.34. Любое лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении академической честности, имеет право оспаривать свою причастность к нарушению при наличии соответствующих доказательств, в том числе привлекая свидетелей.
2.30.35. Дисциплинарные взыскания за нарушения академической честности оформляются приказом ректора университета.
2.30.36. Обучающиеся, преподаватели и сотрудники КазНУ им. аль-Фараби обязаны всячески препятствовать проявлению нарушений академической честности в университетском сообществе.
2.30.37. Преподаватели и сотрудники КазНУ им.аль-Фараби должны постоянно совершенствовать механизмы реализации образовательного процесса с целью минимизировать условия для возникновения потенциальных рисков нарушения академической честности.
2.30.38. Обучающиеся, отчисленные из университета за нарушения академической честности, не подлежат восстановлению в контингент обучающихся КазНУ им.аль-Фараби.
2.30.39. Преподаватели и сотрудники, с которыми расторгнут трудовой договор по причине ненадлежащего академического поведения, не подлежат повторному найму в университет.