2.2. Принципы академической политики
Базовые принципы академической политики обеспечивают её реализацию в системе правил и установок.
- Принцип соответствия качества образовательной деятельности (обучения и преподавания) университета мировым стандартам образования.
- Принцип студентоцентрированности образовательного процесса
- Принцип интегративности образования, науки и производства
- Принцип обучения на протяжении всей жизни
- Принцип интернационализации образования
- Принцип совершенствования социального измерения образования
- Принцип поддержки педагогических инноваций
В контексте данного принципа осуществляется модернизация содержания и процесса реализации образовательных программ. Каждая образовательная программа призвана обеспечивать должный уровень квалификации, измеримый достигнутыми результатами обучения, а содержание программы, обеспечивающее достижение результатов как системы квалификационных требований, должно базироваться на научном знании, имеющем международное признание.
Данный принцип предполагает соответствие образовательного процесса университета следующим параметрам:
- наличие студентоцентрированной обучающей среды, направленной на активизацию деятельности преподавателей и студентов для удовлетворения их личных стремлений и социальных потребностей через эффективную учебную деятельность;
- сфокусированность учебных программ на обучающемся: достижение им заявленных образовательной программой ожидаемых результатов обучения и компетенций, необходимых на динамично изменяющемся рынке труда;
- совместная деятельность преподавателей, студентов, работодателей по формулированию результатов обучения, релевантных квалификационным требованиям уровней высшего образования, потребностям современного рынка труда, достижение которых обеспечивается современным научным знанием, получившим международное признание;
- индивидуализация процесса обучения на основе гибких образовательных траекторий;
- доступность высшего и послевузовского образования для всех категорий граждан на основе обеспечения большей инклюзивности.
Он обеспечивает сбалансированность между системным содержанием образовательной программы, наукой и производством, особенно наукоемким. Реализация принципа направлена на:
- увеличение образовательных программ университета практикоориентированного типа, разработанных на основе отраслевых рамок и профессиональных стандартов;
- разработку образовательных программ по приоритетным отраслям ГПИИР в соответствии с отраслевыми квалификационными профессиональными стандартами;
- разработку совместных образовательных программ с ведущими зарубежными вузами-партнерами и научными центрами;
- увеличение в образовательных программах количества междисциплинарных и трансдисциплинарных дисциплин, ориентированных на углубление и расширение рамок ожидаемых результатов обучения, которые повысят конкурентоспособность выпускников и смогут стать базой последующего этапа личного образования в течение всей жизни.
Реализация данного принципа обеспечивается за счет:
- признания кредитов, полученных в процессе выполнения академической программы в другом вузе, в том числе и зарубежном;
- признания квалификаций, присужденных зарубежными вузами, для достижения новых академических и профессиональных целей;
- доступности, открытости и массовости высшего образования на основе современных технологий обучения (дистанционного, посредством массовых открытых онлайн-курсов и др.) для всех категорий граждан;
- формирования способности к самооценке, постоянному профессиональному росту; к определению дальнейшей собственной образовательной траектории, социальной и профессиональной мобильности.
Этот принцип реализуется в системе видов и форм международной образовательной деятельности университета, что подтверждается фактом его включенности в мировой образовательный процесс. Наиболее перспективными и важными для университета являются:
- международная аккредитация образовательных программ в агентствах, являющихся членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования;
- кооперация в образовательной деятельности с зарубежными вузами-партнерами по программам совместной подготовки специалистов (двудипломное образование);
- увеличение процента иностранных граждан, обучающихся в университете;
- привлечение зарубежных специалистов в топ-менеджмент и к преподаванию учебных дисциплин на английском языке;
- академическая мобильность, как входящая, так и выходящая, студентов и преподавателей;
- экспорт образовательных услуг в виде транснационального и трансграничного образования. [1]
Данный принцип направлен на обеспечение равных условий для всех социальных категорий обучающихся для получения качественного образования:
- открытость и доступность образования для всех категорий граждан, поддержка студентов с ограниченными возможностями;
- расширение практики инклюзивного образования по современным образовательным программам для одаренных лиц и лиц с ограниченными возможностями;
- создание и реализация вариативных моделей обучения на основе дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
- формирование инклюзивной образовательной среды на основе специальных информационно-коммуникационных платформ для обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам, оказания педагогической поддержки и консультационной помощи студентам из социально уязвимых групп;
- создание равных условий и безбарьерного доступа к месту занятий для обучающихся с особыми образовательными потребностями (потребность в лифте, пандусе, сопровождении и т.д.);
- поддержка академической мобильности обучающихся из неблагополучных семей и регионов.
Модернизация содержания образовательных программ определила современные доминанты оценки педагогической деятельности преподавателей:
- обеспечение достижения ожидаемых результатов обучения релевантными им методами и приемами;
- генерация новых исследовательских концепций и педагогических инноваций;
- мотивация самосовершенствования преподавателей, реализация карьерных траекторий и программ академической мобильности.
- способность к разработке и участию в реализации трансдисциплинарных образовательных программ.
[1] Транснациональное образование предполагает внедрение в практику образовательной деятельности университета образовательных программ на английском языке для иностранных обучающихся. Трансграничное образование предусматривает продвижение собственных университетских образовательных программ в традиционной форме за рубеж в виде открытия филиалов и представительств.